Всё еще прекрасно помню тот день. Звуковое сопровождение - взрывы артиллерийских снарядов и автоматные очереди злобных MG-42. Нёсся я от обречённости, я старался выжить на этом чёртовом пляже, выполнить свой долг, будь он проклят, и поскорее забыться. Я прятался за “ежами”, хаотично разбросанными по берегу, я слушал стоны товарищей, я жевал нормандскую землю. Укрыться было негде: погружение в воду означало верную смерть - пули и там достанут, каждый шаг – риск нарваться на мину, предательский щелчок и ты – труп. Мелкими перебежками я всё же сумел добраться до стен укреплений. А дальше – серость. Тьфу, как неинтересно: прыгая по картам, отстреливать сотни фрицев. Я еще много раз участвовал в той высадке. Ничего лучшего, казалось мне тогда, придумать и нельзя было.
Как Вы уже, наверное, поняли, речь шла о великолепной “Medal of Honor: Allied Assault”. Да и дело тут не в том, что тогда я рассёк временной барьер и оказался в 1944 на чумазом десантном катере. Сегодня я видел во сне 2001 год…
Сначала вернулся легендарный Джон Блажкович. Второй раз победоносно прошвырнуться по леденящему душу замку Wolfenstein и нанести противнику сокрушительный удар – работа очень ответственная и трудоёмкая. Ему это удалось. Дело бравого американца продолжили бойцы отряда коммандос (что примечательно, тоже второй раз за свою непродолжительную жизнь). Антифашистский британский серп (на сей раз без молота) чистенько, а главное без малейшего шороха, выкосил влиятельную верхушку Третьего Рейха, состоящую из известных офицеров. Окончательно же добили гадкую гидру герои уже упомянутой мною “Medal of Honor: Allied Assault”. Хотя нет, для пущей уверенности мы еще успели поднять в воздух советские самолёты “Ил-2”. Наши легендарные штурмовики с бреющего полёта произвели контрольный выстрел из двадцатимиллиметровых пушек ШВАК прямо в голову мировой угрозе. Враг был повержен. Вот какая штука: рассуждаем на тему World War II-наклонностей современных компьютерных игр.
На улице снег, на календаре ноябрь 2003 года. Я был разбит и унижен, я разочаровался в своих способностях предсказывания судьбы. Гадалки из меня не выйдет - конкурентов многовато. “Бабы Нюры” и “потомственные целительницы” растут как грибы после дождя. Принял решение закрыть свою контору “ У Нострадамова” и заняться мирными делами. Так что философствований больше не ждите. Всё, хватит. Я начал строить некую цепочку из недавно вышедших игр: “Операция Silent Storm” – “Commandos 3” – “Medal of Honor: Allied Assault: Breakthrought” – “Hidden & Dangerous 2”. Сезон охоты на гитлеровских сподвижников объявляется открытым! Как проверенный егерь дичь рекомендую подкармливать исключительно хорошим пивом и жареными сосисками…
Два десятка разработчиков покинули студию“2015” и организовали новую – “Infinity Ward”. Сложа руки сидеть не стали. Контуры нового шутера на тему Второй Мировой отчётливо начали прорисовываться почти сразу. Что еще можно было ожидать от бывших создателей “Medal of Honor: Allied Assault”? Поначалу я хотел тихонько обойти стороной проблему игроклонирования и постараться не употреблять в обзоре такие слова как “копия” или “подделка”. Не вышло.
Раздвинем немного рамки стандартов. Позвольте сначала резво пройтись по “недостаткам”, дабы во второй части рецензии поведать о положительных и отличительных чертах “Call of Duty”. Наконец-то вы узнаете, чему отдавал, отдаёт, и будет отдавать предпочтение Ваш покорный.
Нет, всё-таки у меня есть дар предсказателя. Даю руку на отсечение, что пресловутый “положительный” отрезок по объему текста получится не таким уж и большим. Издержки пессимизма?
Акцент на родственность “Call of Duty” с “Medal of Honor” (ни слова больше об ней!) я делать не собираюсь. Всё и так, надеюсь, будет понятно, без лишних намёков.
Я привык к хорошему, я привык всё вертеть, крутить, ломать, пробовать на вкус. Я привык, как это модно сейчас говорить, к интерактивности. Позволено, например, стул в руки взять и огреть им по голове неугодного (впечатления от мульти-пультяшного“XIII”) – радуюсь. Мелочь, а приятно. В “Call of Duty” как и когда-то я встретил мёртвые города: двери домов закрыты, окна забиты досками. Идём мы по строго выложенной скриптово-убожественной дороге и от курса отклоняться не имеем права. Дело, конечно, хозяйское, можно и на месте постоять, но продвинуться дальше в таком случае будет невозможно. Хочешь играть – посмотри как, прикрывающий тебя, боец попадёт в засаду, дождись пока из-за угла на тебя двинется поток озверевших вражин, прими участие в заранее спланированной перестрелке. Всё окружение – это дешёвый подпольный театр: среди бессердечных, немых декорации и ширм болтаются жалкие, страдающие косолапостью, актёры. Как ни старались девелоперы, а улучшить уже порядком устаревший и обветшавший движок “Quake 3” они не смогли. Досадно. Анимация смерти ужасна. Кульбиты и тройные тулупы в исполнении помирающих фрицев комичны.
Мы, представители вида “супергероус обыкновениус”, вымирать пока не собирались и еще, по крайней мере, лет пять не собираемся. Благодаря нашему специально сбалансированному питательному комплексу, мы полны сил и энергии! На своих юродивых друзей положиться не можем, поэтому действуем в одиночку. Уходить с поля боя скромно, без особого пафоса – не наш профиль. Требуем добавки, добавки! Только уничтожив не менее пятидесяти фашистов, мы можем расслабиться и вздохнуть спокойно. Всем известно о силушке нашей великой! Захватчики немецкие, до этого победоносно промаршировавшие по Европе, как увидят нас так в панику сразу и бросаются. Ласковые они, как котята! Кромсать таких – сущее удовольствие: сопротивляются откровенно слабо, норовят идти в рукопашную (видимо, удар прикладом по морде лица для них страшнее, нежели пуля во лбу). Уничтожение потенциальной угрозы каждый раз празднуют одинаково – с особой жестокостью выжимают в бездыханное тело весь свой текущий боезапас. Загрузив последнюю сохранённую игру, я тоже нашёл способ кровожадной мести: в магазине “ППШ” 71 патрон…
Аркадные “гонки” на машинках и танках не разбавили скучный игровой процесс – здесь тоже чувствуется влияние его величества скрипта. Мультиплеер ничем экстраординарным похвастать не может. “Call of Duty” не хватит обыкновенной уверенности, чтобы тягаться по этой части с такими грандами, как, например “Battlefield 1942”. Упрямцы из “Activision”, к слову, недавно выпустили в свет специальный набор, который позволяет “держать” собственный выделенный сервер. Наивные. И не смейте предлагать своим друзьям схлестнуться в это – засмеют!
Not one step backwards!
Русская кампания как назло последняя. Ради того, чтобы оказаться на берегах Волги, помочь своим электронным соотечественникам и с честью отбить Сталинград мне пришлось около четырнадцати часов скакать по отвратительным игровым локациям…
Меня унижали, меня топтали, на тренировке заставили изучать американские агитационные плакаты, повествующие о том, как надо правильно стрелять в положении лёжа, швырять гранаты в неприятельские окна и т.д. и т.п. “Командный дух – вот залог успеха!” – уверяют янки. Да-да, так я и поверил. Ваша жалкая “команда” меня даже не защитила. Запомните, здесь друзья – картонка, фанера, которая опускает руки, отказывается воевать при первом же столкновении с противником. Главное действующее лицо – игрок, не надо рассчитывать на помощь напарника. Стоит показать голову из-за угла, как все вражеские пулемёты мгновенно направят огонь в твою сторону, забыв про остальных. Церемоний не любят, стреляют без предупреждения. Бросаться на амбразуру дота в стиле Александра Матросова – дело гиблое. Лучше уж своих товарищей тупоголовых вперёд пропустить.
Миссий ровно 24. Три кампании: США, Англия, СССР. Тот кто, хоть каким-то боком интересовался историей XX века, запросто сможет предугадать, что его ожидает: затёртый до дыр D-Day, британские диверсионные похождения (рейд на борт корабля "Tirpitz" – чистой воды выдумка. Не было такого), Сталинград, о котором чуть позже. Всё сводится либо к уничтожению техники, либо к захвату секретных документов. Мало генералам бумажек что ли? Выручает всё тот же гениальный компас – верх научно-технической мысли. Прибор с точностью до метра покажет местонахождение архиважной цели. Мозги не напрягаем, просто движемся к жёлтой точке.
“Наша страна надеется на вас! Вы должны любой ценой освободить родную землю от нацистских агрессоров! Мы направляемся на другой берег, чтобы отстоять город, носящий имя Великого Сталина. У вас есть всё для этого: амуниция, еда, мощь! Сегодня победа будет за нами! Все, кто попытаются убежать будут расстреляны на месте! Паникёры и трусы нам не нужны” – грозный политрук заговаривает зубы молодым солдатам. Они знают, что через минуту окажутся в самом настоящем аду. Страшно всем. Переправа через Волгу. Order number 227 всё еще актуален. Над рекой дежурят “Юнкерсы”. Идём напролом, как будто бы и не замечая, как крылатые машины смерти неподалёку рубят человеческие жизни. Причалив, получаю пять патронов от винтовки Мосина. Смотрели “Враг у ворот”?
Постановка на ура! Выглядит сногсшибательно. Эффект присутствия поражает! Спасибо следует сказать отлично поработавшей “массовке”. Ресурсов такое действо жрёт, скажу Вам, много. Всё новые и новые партии живого “мяса” привозят в товарных вагонах, народу вокруг полно. Впечатляет. Да что я ною – взгляните на скриншоты. Изюминка игры заметна даже в статике.
Негатива в статье получилось больше, чем позитива. Руку я себе сохранил.
Вывод: кинематографичность неоспоримо пошла “Call of Duty” на пользу. По большому счёту этот симпатичный боевик ничем не удивил. Видеть нечто подобное уже приходилось. Граждане пираты! Вытаскивайте из игры русские миссии, заливайте их на копеечные болванки и в переход – впихивать людям под видом нового мегаблокбастера. Купят!
Вердикт:
Плюсы: игра впитала в себя всё, что мы успели так полюбить: головокружительный геймплей, масштабность происходящего, достойную графику.
Минусы: игра впитала в себя всё, что успело надоесть: бесконечную пальбу, однообразность происходящего, блёклую по сегодняшним меркам графику.
Маленькое послесловие:
Автор просит прощения у всех, кого смел задеть невыразительностью, банальностью, данной рецензии. На здоровье и на душевном состоянии неблагоприятно сказался двухнедельный игровой сферо-запой". Прошу учесть этот немаловажный факт. Попробуйте встать на моё место. Лень - мать всех пороков. Мамонты, псоглавцы, тропосы видились мне... Вот, смог вырваться из этой сковывающей сети, оторваться от стула и примкнуть к экрану своего телевизора. Нашей сборной была необходима моральная поддержка... А работа подождёт! Да мы вообще по сути ничего не делаем. Дениса Сергеевича Гусева как человека на самом деле не существует - это обзирательная машина, созданная нашим Любимым Руководителем...
С победой, друзья! Мы едем в Португалию (хотел поберечь этот кусочек для будущего обзора "FIFA 2004", да вот не смог сдержаться)!